Наверное ни у кого не возникнет сомнения в том, что тормоза - одна из важнейших частей велосипеда. От них во многом зависит здоровье, а в некоторых случаях и жизнь, велосипедиста и других участников движения. Поэтому при покупке нового велосипеда необходимо выбрать модель с надёжными и мощными тормозами, которые помогут за кратчайшее расстояние остановить велосипед в любых дорожных и погодных условиях. Однако при походе в магазин, легко растеряться в многообразии типов тормозных систем, их марок и различных характеристик. Для начала стоит, разобраться, какие же вообще бывают виды тормозов.
Типы велосипедных тормозов
По мере развития велосипеда, изменялись и совершенствовались технологии, запчасти и технические решения. Поэтому многие виды тормозов уже не выдерживают конкуренции и не устанавливаются на новые модели велосипедов. Поэтому речь пойдёт только о тех видах, которые можно встретить в наше время.
Ободные тормоза
У ободных тормозов существуют общие недостатки: повреждение обода во время торможения, невозможность использовать тормоз при сильном повреждении обода (восьмерка или "яйцо"), неуверенное торможение при намокании обода и колодок (после проезда водного препятствия, в дождь или зимой) и необходимость настройки по мере стирания колодок.
Существует также очень важный параметр, называемый модуляцией. Модуляция - это степень изменения тормозного усилия при изменении давления на ручку. Начинающие велосипедисты могут охарактеризовать модуляцию как "контроль за силой торможения".
-
Клещевые тормоза.
Уделять большое внимание этому виду не стоит, так как очевидно, что в скором времени он канет в лету вслед за своими предшественниками. Однако пока такие тормоза ещё можно встретить на шоссейных велосипедах, где они достойно выполняют свои функции. Принцип работы таких тормозов очень прост: колодки, закреплённые на дугообразных рычагах, сжимают обод, уменьшая тем самым скорость вращения колеса. При этом сами рычаги вращаются вокруг одной общей точки и приводятся в движение тормозным тросом, который в свою очередь крепиться к ручке на руле. Клещевые тормоза имеют ряд существенных недостатков: посредственная эффективность торможения; частые перекосы и трение колодок об обод при отсутствии в этом необходимости, отсутствие возможности устанавливать на подавляющее число амортизационных вилок, быстрое загрязнение, высокая для подобных характеристик цена, посредственная модуляция. Среди плюсов можно назвать лишь низкий вес и простоту обслуживания.
|
Клещевые тормоза |
-
Кантилеверные тормоза.
Ещё один вид тормозов, который в скором времени можно будет увидеть исключительно в музее, хотя когда-то они были широко распространены на горных велосипедах. Принцип действия подобных колодок предельно прост: два рычага с тормозными колодками закрепляются на двух специальных креплениях на вилке. При нажатии ручки тормоза на руле трос тянет эти рычаги друг к другу, тем самым прижимая колодки к ободу. Как и в предыдущем случае, такой тип тормозов обладает низкой эффективностью торможения. К плюсам можно отнести простоту обслуживания, низкий вес, отвратительная модуляция и практически полное отсутствие возможности забивания грязью. В настоящее время такие тормоза устанавливаются только на очень дешёвые велосипеды начального уровня или детские велосипеды.
|
Кантилеверные тормоза |
-
Гидравлические ободные тормоза.
В отличии от предыдущего вида ободных тормозов, здесь нет вращающихся рычагов, на которых бы крепились колодки, или тросов, которыми эти рычаги приводятся в действие. Принцип работы в гидравлических тормозах следующий: в тормозной ручке на руле находится главный тормозной цилиндр, который при нажатии передаёт давление по специальной трубке высокого давления на тормозные цилиндры, закреплённые на вилке велосипеда. Тормозные цилиндры же выталкивают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном ободу, что и приводит к торможению. Стоит заметить, что данный вид велосипедных тормозов обладает очень высокой эффективностью торможения, вследствие чего используется в триале. Однако большой вес, сложность обслуживания, плохая модуляция и ремонтонепригодность в походных условиях не позволяют использовать такие тормоза на других видах велосипедов.
|
Гидравлические ободные |
-
Тормоза типа V-brake (ви-брейк).
Наиболее распространённый вид ободных велосипедных тормозов. В целом, данные тормоза весьма похожи на кантилеверные, однако немного отличаются по конструкции, хотя принцип работы одинаковый. Тормозные колодки закреплены на поворачивающихся рычагах, которые, в свою очередь приводятся в движение тросом. "Позвольте, в чём же отличие от кантилеверных?" - можете спросить Вы. Отличие же только в способе крепления троса к рычагам, что можно легко увидеть на изображении этих видов тормозов. Такие тормоза обладают высокой эффективностью, достаточно низким весом, просты в обслуживании, надёжны, да и модуляция у них значительно лучше, чем у тормозов предыдущих видов (модуляцию в этом случае можно назвать вполне неплохой). Кроме того, тормоза типа V-brake высокого уровня обладают дополнительным усовершенствованием: системой параллельного подвода колодок, что позволяет добиться равномерного износа колодок и чуть лучшего торможения. Стоит также отметить, что рекомендуется после покупки велосипеда очень аккуратно настроить тормоза типа V-brake (или проконтролировать, чтобы это сделали в магазине), и проверять правильность работы перед каждой поездкой, и, в случае необходимости повторить настройку или поменять тормозные колодки.
|
Тормоза типа V-brake (ви-брейк) |
Барабанные (роллерные) тормоза.
По принципу работы этот вид тормозов очень похож на барабанные тормоза, используемые в автомобилях. Тормозные колодки расположены прямо внутри втулки колеса неподвижно, и в случае необходимости, прижимаются к вращающейся части, снижая при этом скорость вращения колеса. Тормоза данного вида максимально просты в обслуживании, не боятся грязи и пыли и достаточно эффективны, однако имеют достаточно большой вес, практически ремонтонепригодны в походных условиях и не обладают достаточным запасом прочности для использования в жёстких условиях - поэтому их использование ограничивается прогулочными велосипедами.
|
Барабанные (роллерные) тормоза |
Дисковые тормоза
Этот вид тормозов в настоящий момент получает всё большее распространение и устанавливается даже на велосипедах начального уровня, вытесняя тем самым ви-брэйки. Дисковые тормоза перекочевали на велосипед от мотоциклов и автомобилей с некоторыми изменениями. Они состоят из диска (ротора), который надёжно закреплён на втулке колеса, суппорта (калипера), закреплённого на вилке или раме, а также троса или гидравлической трубки, соединяющего суппорт с тормозной ручкой на руле. Дисковые тормоза обладают высокой эффективностью торможения, не требовательны к состоянию обода, хорошо работают в сложных погодных условиях, не требуют постоянной настройки и имеют достаточно длительный срок службы при надлежащем обращении и обладают гораздо лучшей модуляцией, чем тормоза описанных выше видов.
-
Гидравлические дисковые тормоза.
Тормозное усилие от ручки до суппорта передаётся с помощью специальной несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в специальном шланге высокого давления. То есть порядок работы таков: после нажатия на ручку главный тормозной цилиндр начинает давить на тормозную жидкость, которая предаёт это давление на тормозной цилиндр в суппорте, который, в свою очередь, прижимает колодки к диску. Таким образом получается, что усилие с тормозной ручки практически без изменения передаётся на тормозные колодки, что обеспечивает высокую эффективность торможения и отличную модуляцию. Среди минусов гидравлических дисковых тормозов следует отметить высокую цену, ремонтонепригодность в походных условиях, сложность настройки (порой требует специальных инструментов и навыков), да и вес системы довольно высок. Кроме того, даже новые тормоза этого вида иногда подтекают и требуют специализированного ремонта. В целом же гидравлические дисковые тормоза - оптимальный выбор для горного велосипеда при наличии средств на их покупку.
|
Гидравлические дисковые тормоза |
-
Механические дисковые тормоза.
Для передачи тормозного усилия от ручки на руле до суппорта в данном виде используется такой же трос, как, например, в тормозах типа V-brake. Отсюда возникают и минусы: растяжение троса, возможность заедания троса в рубашке, большее, чем в гидравлических тормозах, количество трущихся частей, чуть худшая модуляция. Однако, возможность ремонта в походных условиях, а также меньшая цена, чем у гидравлических, делают механические тормоза отличным выбором для велотуристов или же при ограниченном бюджете на покупку велосипеда.
|
Механические дисковые тормоза |
-
Гибридные дисковые тормоза.
Данный вид тормозов не очень распространён в настоящее время и вряд ли когда-нибудь найдёт широкое применение. Тормозное усилие как и в механических тормозах передаётся с помощью троса до суппорта, где находится гидравлическая часть. Преимущества относительно дисковой механики в данном случае невелики, а цена заметно выше.