8 800 200 64 20
Бесплатно по России
Ежедневно с 10 до 21
Велосипедные вилки

В этой статье мы поговорим о том что такое велосипедные вилки, для чего они нужны и как правильно выбрать себе такое, на первый взгляд простое устройство.

Что такое вилка?

По сути, велосипедная вилка это устройство, прикрепляющее переднее колесо к раме и дающее возможность это колесо поворачивать - рулить. Примитивно вилки делятся на два типа: амортизационные и жесткие. Как не трудно догадаться амортизационные вилки оснащены амортизатором, направленным на погашение вибраций и ударов,а жесткая вилка представляет собой монолитную конструкцию без дополнительных "наворотов".  Жестки вилки используются при движении по гладкой искусственной поверхности. Они незаменимы для городских и шоссейных велосипедов, из-за своего главного преимущества перед амортизационными - веса.

Жесткая вилка
Жесткая вилка (кликните на изображение для увеличения)

Амортизационной вилкой на данный момент оснащаются почти все велосипеды, не считая вышеперечисленных, ну и наверно, самых дешевых, но в отличии от жестких, главным параметром которых является вес, амортизационные вилки делятся на множество различных конструкторских решений напрямую влияющих как на комфорт велосипедиста и долговечность велосипеда, так и на ценник, варьирующийся от 20$ до 2500$.

Из чего состоит амортизационная вилка

Конструкция амортизационной вилки представляет собой телескоп - труба меньшего диаметра ("ноги") помещена в трубу большего диаметра ("штаны"), на стыке "ног" и "штанов" расположены "манжеты", призванные предотвращать попадание пыли и грязи в амортизатор. Система амортизатора расположена в трубах большого диаметра ("штанах"). На бюджетных моделях "ноги" чаще всего обернуты резиновыми пыльниками.

Жесткая амортизационная вилка
Амортизационная вилка (кликните на изображение для увеличения)

Самыми главными внутренними компонентами амортизатора являются:

  • Пружина - стальная, титановая или пневматическая пружина, гасящая основную нагрузку, в дорогих моделях пружиной может выступать воздух или масло.
  • Демпфер - быстро сжимающийся и медленно возвращающийся в начальное состояние элемент, гасящий колебания. Демпфер может быть воздушный, масляный или эластомерный. Демпфер отсутствует только в самых дешевых моделях.
  • Регулировки (не относится к вилкам бюджетного класса) - это может быть регулировка жесткости пружины (Preload), регулировка скорости отскока вилки (Compression), регулировка скорости сжатия (Rebound), регулировка длины хода вилки (Extension Control) или даже полная блокировка хода вилки для движения по ровной поверхности (LockOut)
Конструкция амортизационной вилки
Конструкция амортизационной вилки (кликните на изображение для увеличения)

Плюсы и минусы различных типов вилок

Самым дешевым и распространенным типом вилок являются пружинные вилки. Именно такими вилками оборудуют подавляющее большинство дешевых горных велосипедов. Эти вилки очень тяжелые, отрабатывают только сильные удары, игнорируя небольшие колебания, масла в них нету, а пружина сломается о 10 сантиметровый паребрик. Единственным плюсом можно назвать цену - около 20$, хотя большинство таких вилок не продаются отдельно. Существуют дорогие пружинные вилки (около 60-80$) оснащенные надежной пружиной, их главное отличие - срок службы.

За ту же цену можно купить пружинно-эластомерную вилку. Эластомер представляет собой резиновый стержень (в дешевых моделях) или стержень со специальным воздушным клапаном в более дорогих. Он позволяет сглаживать небольшие колебания, выполняя функцию демпфера. На некоторых моделях можно даже найти регулировку типа Preload, по сути не сильно влияющую на работу вилки или LockOut - блокировка. При использовании резинового эластомера главным недостатком таких вилок является температурный режим, в мороз эластомер каменеет и вилка ломается на первой кочке.

Следующими в ценовом диапазоне, совершая прыжоколк более чем в 3 раза (от 300$), идут воздушные вилки. Такой тип можно назвать первым шагом к профессиональному катанию. Главный плюс таких вилок - вес. Роль пружины выполняет воздух, закачиваемый насосом. Использование воздуха к сожалению имеет свои отрицательные стороны. В первую очередь вопрос герметизации, при агрессивном катании манжеты изнашиваются и начинают пропускать воздух. Воздушные вилки требуют аккуратной эксплуатации и тщательного ремонта, отложив который можно повредить внутренние элементы и остаться без устройства. Чаще всего их оснащают достаточно широкой регулировкой Preload и Rebound, так же может быть LockOut.

К профессиональным моделям вилок относятся масляно-воздушные и масляно-пружинные вилки (от 400$-2500$). Демпфером в них является масляный картридж с регулируемым уровнем давления. Масляно-пружинные вилки считаются более надежными и точно настраиваемыми, но более тяжелыми чем свои масляно-воздушные братья. Так или иначе эти два типа вилок являются самыми совершенными и как следствие дорогими вариантами на данный момент.

Также вилки делятся по виду компоновки:

  • Обычные - классическая система с амортизированными поршнями сверху.
  • Перевернутые -  система с поршнями снизу, такое расположение улучшает отработку мелких колебаний, но увеличивает вес и ценник вилки.
  • Двухкоронные (длинноходные) -  по сути обычная компоновка с усиленным соединением "ног" вилки.
  • Специальные - специфические компоновки вилок, например "одноногие" или многопоршневые вилки.
Вилки для экстремального катания
Вилки для экстремального катания (кликните на изображение для увеличения)

Выбирая вилку, в первую очередь отталкивайтесь от вашего стиля езды и бюджета. Если бюджет позволяет, подберите себе хорошую воздушную вилку, может немного капризную в обслуживании, но за то легкую и эффективную. За более скромную сумму поищите качественную пружинно-эластомерную вилку. При эксплуатации в летний сезон и  отсутсвии экстрима, она сослужит вам хорошую службу не один год. Качественная вилка защитит вас и ваш велосипед в самых непростых ситуациях, поэтому при покупке велосипеда не игнорируйте этот вопрос, особенно если асфальту и пересеченной местности вы предпочитаете бездорожье.


Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.

Пожалуйста, заполните форму ниже и мы перезвоним Вам
в ближайшее время в часы работы магазина.