В этой статье мы поговорим о том что такое велосипедные вилки, для чего они нужны и как правильно выбрать себе такое, на первый взгляд простое устройство.
По сути, велосипедная вилка это устройство, прикрепляющее переднее колесо к раме и дающее возможность это колесо поворачивать - рулить. Примитивно вилки делятся на два типа: амортизационные и жесткие. Как не трудно догадаться амортизационные вилки оснащены амортизатором, направленным на погашение вибраций и ударов,а жесткая вилка представляет собой монолитную конструкцию без дополнительных "наворотов". Жестки вилки используются при движении по гладкой искусственной поверхности. Они незаменимы для городских и шоссейных велосипедов, из-за своего главного преимущества перед амортизационными - веса.
Жесткая вилка (кликните на изображение для увеличения) |
Амортизационной вилкой на данный момент оснащаются почти все велосипеды, не считая вышеперечисленных, ну и наверно, самых дешевых, но в отличии от жестких, главным параметром которых является вес, амортизационные вилки делятся на множество различных конструкторских решений напрямую влияющих как на комфорт велосипедиста и долговечность велосипеда, так и на ценник, варьирующийся от 20$ до 2500$.
Конструкция амортизационной вилки представляет собой телескоп - труба меньшего диаметра ("ноги") помещена в трубу большего диаметра ("штаны"), на стыке "ног" и "штанов" расположены "манжеты", призванные предотвращать попадание пыли и грязи в амортизатор. Система амортизатора расположена в трубах большого диаметра ("штанах"). На бюджетных моделях "ноги" чаще всего обернуты резиновыми пыльниками.
Амортизационная вилка (кликните на изображение для увеличения) |
Самыми главными внутренними компонентами амортизатора являются:
Конструкция амортизационной вилки (кликните на изображение для увеличения) |
Самым дешевым и распространенным типом вилок являются пружинные вилки. Именно такими вилками оборудуют подавляющее большинство дешевых горных велосипедов. Эти вилки очень тяжелые, отрабатывают только сильные удары, игнорируя небольшие колебания, масла в них нету, а пружина сломается о 10 сантиметровый паребрик. Единственным плюсом можно назвать цену - около 20$, хотя большинство таких вилок не продаются отдельно. Существуют дорогие пружинные вилки (около 60-80$) оснащенные надежной пружиной, их главное отличие - срок службы.
За ту же цену можно купить пружинно-эластомерную вилку. Эластомер представляет собой резиновый стержень (в дешевых моделях) или стержень со специальным воздушным клапаном в более дорогих. Он позволяет сглаживать небольшие колебания, выполняя функцию демпфера. На некоторых моделях можно даже найти регулировку типа Preload, по сути не сильно влияющую на работу вилки или LockOut - блокировка. При использовании резинового эластомера главным недостатком таких вилок является температурный режим, в мороз эластомер каменеет и вилка ломается на первой кочке.
Следующими в ценовом диапазоне, совершая прыжоколк более чем в 3 раза (от 300$), идут воздушные вилки. Такой тип можно назвать первым шагом к профессиональному катанию. Главный плюс таких вилок - вес. Роль пружины выполняет воздух, закачиваемый насосом. Использование воздуха к сожалению имеет свои отрицательные стороны. В первую очередь вопрос герметизации, при агрессивном катании манжеты изнашиваются и начинают пропускать воздух. Воздушные вилки требуют аккуратной эксплуатации и тщательного ремонта, отложив который можно повредить внутренние элементы и остаться без устройства. Чаще всего их оснащают достаточно широкой регулировкой Preload и Rebound, так же может быть LockOut.
К профессиональным моделям вилок относятся масляно-воздушные и масляно-пружинные вилки (от 400$-2500$). Демпфером в них является масляный картридж с регулируемым уровнем давления. Масляно-пружинные вилки считаются более надежными и точно настраиваемыми, но более тяжелыми чем свои масляно-воздушные братья. Так или иначе эти два типа вилок являются самыми совершенными и как следствие дорогими вариантами на данный момент.
Также вилки делятся по виду компоновки:
Вилки для экстремального катания (кликните на изображение для увеличения) |
Выбирая вилку, в первую очередь отталкивайтесь от вашего стиля езды и бюджета. Если бюджет позволяет, подберите себе хорошую воздушную вилку, может немного капризную в обслуживании, но за то легкую и эффективную. За более скромную сумму поищите качественную пружинно-эластомерную вилку. При эксплуатации в летний сезон и отсутсвии экстрима, она сослужит вам хорошую службу не один год. Качественная вилка защитит вас и ваш велосипед в самых непростых ситуациях, поэтому при покупке велосипеда не игнорируйте этот вопрос, особенно если асфальту и пересеченной местности вы предпочитаете бездорожье.
Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.