Любители езды на велосипеде могут оценить новое изобретение – электровелосипед (e-bike). Он представляет собой велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение, что позволяет с легкостью одолеть любые подъемы. Главное преимущество такого велосипеда - возможность ездить без помощи педалей. Но, если есть желание, то можно помогать мотору ногами. При этом увеличивается скорость и дальность пробега на одной зарядке. Звук мотора практически не слышен, вредные бензиновые выхлопы - отсутствуют. К тому же, если у вас в пути разряжается аккумулятор, всегда можно добраться до дома крутя педали.
Электровелосипед отличает от обычного велосипеда наличие трёх дополнительных компонентов:
Электродвигатель
Одним из основных компонентов является электродвигатель. Возможны три основных способа передачи крутящего момента от электродвигателя к колесу: мотор-колесо, цепной электропривод и фрикционный электропривод.
Последний, на сегодняшний день, признан не универсальным и практически не используется. Единственным его плюсом можно считать достаточно простую установку такого привода, так как нет необходимости разбирать велосипед.
Мотор-колесо
Мотор-колесо считается самым распространённым вариантом велосипедного электродвигателя. Здесь в качестве электродвигателя используется бесколлекторный электродвигатель постоянного тока. Двигатель вмонтирован в колесо вместо ступицы. Устанавливается как на переднее, так и на заднее колесо, есть электровелосипеды и с двумя мотор-колесами. Зачастую его можно приобрести уже в собранном, готовом к применению виде. Диапазон мощности у серийно выпускаемых мотор-колёс, приводящих в движение электровелосипеды, как правило, колеблется в пределах от 200 до 1000 ватт. Главным преимуществом мотор-колеса является: бесшумная работа электродвигателя и лёгкость в установке на обычный велосипед. Однако, стоит помнить, что при превышении определенной скорости мотор-колесо начинает работать как генератор, вызывая торможение велосипеда.
Мотор-колесо (кликните на изображение для увеличения) |
Цепной электропривод
Более эффективный вариант, нежели мотор-колесо., Электровелосипеды с цепной передачей достигают больших скоростей при меньшем весе и мощности. В таком приводе имеется возможность использовать систему переключения передач велосипеда, что значительно повышает КПД. Хотя такой привод «шумит» ( из-за электродвигателя и цепи), он имеет меньший вес двигателя и аккумуляторов и способен развивать более высокую скорость в отличие от мотор-колеса. К недостаткам можно отнести: более сложную установку комплекта и необходимость использования специального инструмента.
Аккумуляторная батарея и Ампер-часы
Аккумуляторы для электровелосипеда, как правило, литиевые. Считается, что использование таких батарей более перспективно ввиду их лучших характеристик и постоянного увеличения их производства. Также для e-bike распространены следующие типы батарей: свинцово-кислотные, никель-металл-гидридные, Li-ion и LiPo. Чаще всего они крепятся на багажнике в специальном контейнере, на велосипедной раме или в специальных отсеках внутри рамы.
Напряжение аккумуляторов должно соответствовать параметрам контроллера и мотор-колеса. Количество Ампер-часов (мера мощности батареи) оказывает самое прямое влияние на величину пробега. Помните, что дальность хода в километрах равна количеству ампер часов. Так в нормальных условиях, средний велосипедист может проехать 12 км на каждом 12Aч аккумуляторе (то есть, если 3 аккумулятора, то 36 км) без вращения педалей. При вращении педалей, это число может быть увеличено вдвое.
Аккумуляторная батарея для электровелосипеда (кликните на изображение для увеличения) |
Контроллер
Контроллер предоставляет трехфазное электропитание велосипедного мотор-колеса, обеспечивает бесперебойное функционирование двигателя электровелосипеда. При сборке электровелосипеда из комплектующих, следует брать во внимание, что компоненты велосипедного электронабора должны иметь равную степень напряжения и мощности. Поэтому, нужно использовать только тот контролер, который соответствующий за своими параметрами мощности электродвигателя. Контроллер может быть простым (на подвесных моторах), но чаще всего работает в двух режимах: «power-on-demand» и «pedal-assist». В режиме power-on-demand контроллер получает сигнал от рукоятки газа, преобразует и передает нужное напряжение и мощность от аккумулятора к двигателю. Во втором случае, контроллер работает в режиме помощи вращению педалей (pedal-assist). Он содержит датчик силы и/или скорости вращения педалей, что позволяет постоянно регулировать мощность двигателя для обеспечения комфортной езды. Также контроллер может иметь функцию «круиз-контроль», которая поддерживает постоянную скорость движения электровелосипеда; отображать заряд аккумулятора; управлять индикаторами, переключателями, фарами и выполнять рекуперацию энергии при торможении двигателем.
Контроллер (кликните на изображение для увеличения) |
Контроллер электровелосипеда принимает сигналы от ручки акселератора, и на основе воспринятой информации управляет скоростью вращения мотор-колеса, регулируя ток, подаваемый к электродвигателю. Принцип формирования руководящих сигналов для контроллера при управлении электровелосипедом довольно прост: при повороте ручки акселератора датчик формирует управляющий сигнал для контроллера, на основании которого в последующем и происходит движение мотор-колеса с определенной частотой. Три датчика обеспечивают обратную связь мотор-колеса с контроллером – они информируют контроллер о положении ротора, а также извещают его о необходимой периодичности подачи напряжения на электродвигатель.
Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.