Савонлинна - Иматра
Пожалуй, этот маршрут - квинтэссенция классических пейзажей Финляндии, прославивших ее на весь мир – бескрайние извилистые озера с раскиданными повсюду скалами и островками, холмистые гряды – наследники ледникового периода, открывающие волшебные виды, бурные стремительные реки, образующие местами пороги и даже небольшие водопады. Романтичные тихие уединенные дороги, удаленные от главных магистралей, крошечные хутора, чей неторопливый, задумчивый распорядок воспринимается порой иллюстрацией из детской сказки, на фоне привычного бурления жизни и громадья дел современных мегаполисов. Таков лик поистине волшебного края – Сайменской системы озер.
Чем же еще привлекателен это регион для вело-экскурсий? Главное характерное отличие региона озер Сайма и Пурувеси – замечательные тихие грунтовые дорожки, которые очень нравятся велосипедистам. Они извилистые, рельефные, но при этом рельеф – мелкий. В отличие от соседних более северных провинций Финляндии – Ювяскюля, Куопио, Йоэнсуу, также хвастающих интересными веломаршрутами и волшебными видами, но требующих куда более серьезной нагрузки и подготовки. Здесь же, на Сайме, практически нет длительных тягунов, лишь небольшие горки. Ездить по такому рельефу очень приятно. В поле зрения постоянно попадаются озера, островки. В районе так-называемой музейной дороги (название не случайно, настолько там живописен рельеф и пейзажи) маршрут идет буквально в сотне-другой метров от Российской границы, можно полюбоваться на Родину так, как ее не рассмотришь изнутри, ведь нам о такой инфраструктуре пока приходится только мечтать...
- на маршруте предусмотрена машина сопровождения - с собой не надо возить вещи, путешествуем налегке
- наш микроавтобус заберет Вас и Ваш велосипед на ближайшей к Вам автобусной остановке
- велосипеды едут в фирменных креплениях и в большинстве случаев не требуют разборки
День 1
Впрочем, обо всем по порядку. Рано утром мы отправляемся из Санкт-Петеребурга в Савонлинну - одном из самых популярных туристских мест Финляндии.
История города тесно связана с древней крепостью Олавинлинна - самой большой в Скандинавии. Началом Савонлинны послужило торговое поселение. В 1475г по распоряжению шведского регента Эрика Тотта для защиты восточной границы Швеции была построена крепость в месте, перекрывавшем внутренние водные пути, а заодно и сухопутную дорогу с востока на запад. На протяжении своей истории не раз переходила от шведов к русским и обратно. И строили ее поочередно, то одни, то другие. В XVIII в. работами руководил полководец А. В. Суворов. В крепости два музея - истории крепости и православный. Кроме того, именно тут проходит известный по всей Европе оперный фестиваль. Мы посетим крепость с экскурсией, она проводится местным гидом на русском языке. После осмотра крепости у нас остается час-полтора свободного времени. Интересно посещение городского рынка, здесь можно выбрать сувениры для родных или попробовать традиционную для этих мест выпечку "муйккукукко" - пирожки с ряпушкой. А кто-то может пройтись по симпатичной набережной, откуда отправляются на ближайшие острова небольшие пароходики. Можно ненадолго прокатиться на любом из них или зайти в мореходный музей.
Крепость в Савонлинне |
Не позже полудня мы рассаживаемся по нашим боевым коням и отправляемся в интересный и насыщенный видами и достопримечательностями путь. В начале пути мы едем по асфальтовым дорожкам отличного качества неподалеку от автодороги вдоль озера Пурувеси. Изредка виднеются домики. Для подготовленной велогруппы, по желанию, возможен недолгий заезд в Керимяки, где интерес представляет самая большая в мире деревянная церковь, вмещающая более 5000 человек. Неизвестно шутка или нет, но говорят, что чудовищных размеров кирху построили случайно – чертежи сооружения пришли в английской системе мер (футы-дюймы), а строители восприняли их как метрические, и вместо 5 футов ставили 5 метров. Возможно, это исторический анекдот, но масштаб церкви и вправду ошарашивает, не только для такого небольшого поселка, но даже в сравнении с другими культовыми сооружениями Финляндии. В Керимяки также есть остатки Салпа линии, музей военной техники. Словом, есть что посмотреть, а не только покрутить педали.
Возвращаемся на основную нитку маршрута. Впереди - одно из самых интересных мест в юго-восточной Финляндии - коса Пункахарью. Мы сделаем небольшой выезд к смотровой площадке у начала косы и дальше проследуем прямо по ней. Это семикилометровый участок дороги, который идет по узкой, местами до 50 метров, полосе земли между двух озер. Мы едем по велодорожкам через острова, движение здесь невелико. Очень красивое и видовое место, одно из самых известных во всей стране. У основания этой косы стоит водонапорная башня, на крыше которой создана смотровая площадка, куда можно забраться и взглянуть на пройденное с высоты. Кроме озер, лесов и красивой дорожки на Пункахарью есть и другие «интересности», среди самых известных - музей леса Лусто, а также подземный центр современного искусства Ретретти. Большая часть его выставочных залов и концертный зал на 1000 мест расположены в гротах, высеченных в скалах. В северо-восточной части поселка есть музей под открытым небом, где выставлены вооружения финской армии. Здесь, в Пункахарью, у нас обед и небольшое свободное время, можно посетить любой из упомянутых музеев либо побольше передохнуть, насладившись озерными видами.
Отличные дороги зовут в путь | Леса и озера вокруг |
Сразу за Пункахарью начинается вторая часть сегодняшнего дневного маршрута – грунтовая. Мы покидаем окрестности автотрассы и углубляемся в причудливые скопления и нагромождения гранитных и базальтовых оз и камов, на пути ко второй лакомой цели сегодняшней велоэкскурсии – Haukkavuori (Соколиная гора) — самой высокой точке в регионе — вздымающей почти 80-метровым скальным навесом над уровнем озера с библейским названием Сара (Sarajarvi). Дорога к ней проходит по красивейшим финским грунтовкам. Ну а сверху открывается вид, от которого поистине захватывает дух. Место имеет еще и историческое значение: на протяжении столетий тут проходила граница между Россией и Швецией, по заключению Шлиссельбургского (1323г.), Тявзинского (1595 г.), и Ништатского (1721 г.) мирных договоров; на скалах по сей день видны пограничные отметки 1722 года, где можно рассмотреть историческую маркировку границы - русский крест и шведскую корону.
Вид с Соколиной горы |
Как ни захватывающе медитативны виды и пейзажи Соколиной горы, дело уже давно к вечеру, и нам в завершение столь насыщенного достопримечательностями и шикарными видами дня предстоит спуск с горы и небольшой оставшийся отрезок пути до уютного приозерного местечка с еще одним поэтическим названием - Симпеле, где мы и остановимся в кемпинге на ночь. В качестве бонуса после трудового дня – вечернее купание, и конечно – оборудованная сауна.
День 2
Второй день маршрута не менее насыщен достопримечательностями и красив – нам предстоит 50-километровый велопробег в Иматру по известной своими ландшафтами музейной дороге. Перед отправлением по ней мы ненадолго окинем взглядом Simpele, где среди местных достопримечательностей - кирха и дом- музей священника. Впрочем, задержимся мы здесь совсем ненадолго. Вскоре нас ожидает еще одна на берегу близлежащего озера Пиэни Торса, в чьей северной части находится гора Линнавуори, которая является одним из помеченных мест прохождения границы по Шлиссельбургскому (1323 г.) и Ништадтскому (1721 г.) мирным договорам. Под огромным северным склоном скалы находится пещера, которую называют Pirunkirkko (Церковь Дьявола). Ее нередко использовали в качестве убежища во время Северной войны (1713-1721г.г.), последний раз в ней укрывалось население в конце второй мировой войны 1941-1944г.г., здесь же местные жители прятали свое имущество во времена своей эвакуации.
В предании говорится, что живший в прошлом столетии народный целитель Матти Хинканен (Поху-Матти) варил свои снадобья именно в Церкви Дьявола и окунал страждущих избавиться от недугов в находящемся рядом с пещерой пруду. Поху-Матти был известным знахарем, за помощью к которому обращались даже из Петербурга. Рассказывают также, что Поху-Матти хотел оставить свои знания сыну, предложив ему бутылку с лекарством, испив которого сын познал бы все секреты врачевания, которыми владел его отец. Сын не осмелился выпить лекарство и, таким образом, все знания умершего при несчастном случае Поху-Матти ушли вместе с целителем.
Осмотрев пещеру, мы выезжаем отправляемся вдоль границы с Россией по красивой дороге, которая называется в Суоми «Музейная дорога». Она асфальтовая, извилистая, холмистая. Трафика на ней почти нет. Кроме, конечно, велосипедного. Дорога имеет статус музейной, и это не просто слова. Она действительно очень красивая, идет по высоким местам, с нее открываются хорошие виды на поля, озера. На ней можно увидеть редкий даже для Финляндии дорожный знак «Пересечение с лыжней». Ничего удивительного – иногда в местах пересечения с дорогой для лыжников сооружают даже мосты! Лыжник проезжает над дорогой, не выходя на проезжую часть. Из достопримечательностей встретятся старые казармы (музей), расположенные в Miettilä.
По дорогам Иматры | Гидроэлектростанция на Вуоксе |
Если позволит оставшееся время, мы также сделаем последнюю перед заключительной остановку в Руоколахти – живописном пригороде Иматры, где можно отведать известную пиццу Ruokolahti. Отсюда вьется приятная тихая велодорожка, прямо по берегу Саймы ведущая в Иматру. У нас есть время, чтобы осмотреть знаменитый водопад над порогами Иматранкоски – визитную карточку Иматры, сделавшую ее знаменитой на всю Европу. Здесь и завершается живописнейший двухдневный маршрут по сердцу региона Сайма. Можно пробежаться по местным магазинам, ну а для самых активных – экспозиции музея-фермы и других городских музеев. Впрочем, времени на них остается совсем немного. Отсюда отправляется домой наш микроавтобус.
Планируемое время прибытия в Петербург - 23.00.
Фактический маршрут может отличаться от описания по независящим от нас обстоятельствам.
Впрочем, все ключевые и самые интересные точки мы обязательно посетим.
Дополнительная информация
Что входит в стоимость:
- Сопровождение опытного вело-гида.
- Помощь в ремонте велосипедов (если это возможно в полевых условиях)
- Трансфер и сопровождение микроавтобусом на всем протяжении маршрута из С-Петербурга до Савонлинны, Иматры и обратно.
- Туристическое питание на всем маршруте.
Отдельно оплачивается:
- Аренда снаряжения (велосипед, палатка, рюкзак, спальник)
- Входные платы в музеи
Общий велопробег – около 100 км.
Рельеф – пересеченная холмистая равнина.
День 1 – 40 км, 60% асфальт, 40% грунт
День 2 – 60 км, 100% асфальт.